О ползучем кризисе в коммерческой медицине

 

Судя по всему, покупательская способность россиян в 2017 будет еще хуже, чем в 2016. В прошлом году, по мнению разнообразных аналитиков, она упала на 15-25%. Сайт krizisrussia.ru, так вообще говорит: «…по сравнению с 2014 годом население обеднело на 95%…», я все же думаю, что здесь не точно выражена мысль автора, скорее это надо читать как «…по сравнению с 2014 годом 95% населения обеднело…», но суть от этого не меняется. У наших пациентов стало меньше денег. И это не значит, что они стали на 15% денег меньше нести в клиники, ситуация еще хуже.

В любом домохозяйстве, а среди наших пациентов вряд ли есть бездомные, как и в коммерческой компании, есть свои экономические законы. Если доход меньше точки безубыточности, то денег на другие расходы просто нет. И пороговое значение этой точки не такое уж и маленькое. ЖКХ, еда, необходимый минимум обновления одежды, бензин-стоянка, садик-школа, сотовая связь, кредиты-ипотека, да мало ли всего, за что нельзя не платить. Сколько останется денег на траты «по выбору»? У кого-то совсем ничего, у остальных уже намного меньше чем было. А привычный образ жизни людям менять совсем не хочется. Хочется, как и прежде, покупать дорогую одежду в приличных бутиках, иногда посидеть в ресторане, пару раз в год съездить отдохнуть за границу…

Да, на самом деле у коммерческой клиники конкуренты вовсе не другие клиники, а именно бутики, автосалоны и турфирмы. Часто человек встает перед выбором: идти за заведомо дорогостоящими услугами в коммерческую клинику, или пойти в поликлинику или больницу по полису и оплатить новый айфон, или шубу, или поездку в Индию на детские каникулы, или поменять машину…. А, если говорить о стоматологии, то возможно уже союз не «и», а «или» — все это вместе взятое.

Все больше и больше наших сограждан выбирают услуги от государства. Этому свидетельство – уменьшение обращений пациентов в большее количество коммерческих клиник. Конечно, мы знаем, что поход в стомат. поликлинику редко бывает совсем бесплатным, что зачастую это, в форме конверта в карман («серая» медицина — это второй по иерархии конкурент коммерческой клиники) или кассу платных услуг, обходится даже дороже чем в приличной клинике. Но пациент-то об этом не задумывается, или не хочет задумываться. Так или иначе, к нам он уже может не прийти. А если и придет, то денег у него уже намного меньше, чем было раньше, и расставаться он с ними будет гораздо менее охотно. Денег у пациента меньше не только в абсолютном значении. Бутики, автосалоны и турфирмы тоже не желая остаться без своего покупателя, все больше ведут агрессивную демпинговую политику, при этом постоянно повышая качество сервиса.

Собственно, к чему я все это пишу, так или иначе, мы понемногу, незаметно въезжаем в новую реальность – работы в условиях низкой платежеспособности. Не кризис, т.к. кризис предполагает определенную ограниченность во времени, а именно реальность. Пересидеть, переждать «закуклившись» не получится, скорее всего, даже и выживут не все. Это надо принять как данность и научиться жить в этих условиях. А «хорошо жить» можно только в том случае, если Вы, как руководитель, к этому готовы, у Вас есть адекватный стратегический набор ответных, а в идеале упреждающих, управленческих решений и действий, как реакция на давление рыночных условий. В то время, когда конкуренты ошеломлены текущей ситуацией, думая как бы выжить, кто-то из них сокращается, кто-то начинает сдавать в аренду кабинеты, кто-то активно занимается внешним маркетингом, растрачивая время и деньги, самое время заняться выстраиванием и совершенствованием системы взаимоотношений с пациентом «внутри» клиники, тем самым «клиент-ориентированным сервисом». Это самое главное и доступное, на сегодня, конкурентное преимущество и обязательное условие «успешности» клиники.     

«…Восприятие качества лечения как высокого возможно лишь при условии, что пациент будет удовлетворен отношением к нему врача и медицинского персонала; прочие параметры качества отходят на второй план…»