Разговаривал с одним главврачом-стоматологом. Он говорит: «Зачем мне сайт?  У меня в клинике всего 3 кресла, и работает кроме меня 5 докторов. К нам приходят только по знакомству, а если делать сайт, потом еще продвигать его, это ж сколько денег выбрасывать надо на продвижение, что бы его в топах иметь. С крупными сетевыми клиниками деньгами соревноваться бесполезно!»

      Да, с крупными игроками стомат рынка сложно соревноваться в размере рекламного бюджета. Но давайте разберемся, для чего на самом деле нужен сайт.

      Если мы рассматриваем сайт как самостоятельный рекламный инструмент привлечения пациентов, то здесь многих ждет разочарование.  Дело в том, что согласно социальным исследованиям, в среднем около 90 % пациентов выбирает клиники и врачей по рекомендациям друзей и знакомых. На рекламу приходится всего лишь около 10%. Но при этом, есть медицинские направления, которые обсуждаются и рекомендуются, где пациент выбирает клинику и врача только по рекомендации,  такие как гинекология, стоматология, ЛОР, кардиология, неврология, и направления «не обсуждаемые», где пациенты выбирают клинику в том числе по рекламе. Это дерматовенерология, проктология, урология. По этим направлениям  около 50% пациентов приходят по рекламе. Так, я проводил маркетинговый анализ в клинике «дерматовенерология – урология», в этой клинике около 600 первичных пациентов в месяц, из них около 300 приходит «с сайта» по рекламе, 300  – «по рекомендации».

       Сайт как самостоятельный рекламный инструмент обязательно нужен для клиник, услуги которых воспринимаются как «разовые» – пришел, полечил, ушел и забыл, или если эта область медицины относится к «не обсуждаемым». Сайт, конечно, должен быть построен по определенным законам построения именно медицинского сайта, я за свою практику видел много сайтов клиник и МЦ, анализировал конвертацию, т.е. соотношение звонков в клинику после посещения сайта, оказалось прогнозируемо: «не все сайты одинаково полезны», сайт который нравится владельцу не всегда эффективен, сумма вложенных денег в сайт не всегда адекватна отдаче.

        Здесь вспоминается курьезный случай. Как-то приехал в только что открывшуюся клинику к главврачу по поводу проведения мастер-класса для докторов. И прихватил с собой программиста – у руководства было пожелание сделать бюджетный и результативный сайт. Директор и главврач долго объясняли программисту, что они хотят видеть на сайте. Наш программист, человек уже знающий, каким должен быть сайт для клиники, послушал – послушал, поворачивается ко мне и спрашивает: «Ильдар Ирекович, мы будем делать как клиент хочет, или как клиенту надо?»

        Для чего небольшой стоматологии нужен сайт, если пациенты все равно ориентируются только на рекомендации? Да, в этой ситуации сайт не является инструментом по привлечению первичных пациентов, но он является очень серьезным средством подтверждения рекомендаций. Во многих клиниках проводятся опросы пациентов «Как Вы узнали о нашей клинике?», и очень часто бывают ответы: «В интернете …». Более детальный опрос показывает: сначала пациент получает рекомендацию к клинике и/или конкретному врачу, а вот потом уже заходит в интернет, ищет сайт, смотрит на клинику, врача, и только потом звонит и записывается на прием. Но при этом, в его представлениях он получил информацию именно «в интернете».

       Пациент не ищет просто «стоматологию близко», или «где полечить кариес», он ищет конкретную клинику и именно ее сайт, для того, что бы удостовериться, что это именно та клиника, куда он хочет пойти.

       Давайте рассмотрим логику выбора пациентом врача и клиники. Предположим у человека возникла проблема со здоровьем и, соответственно, необходимость обратиться к врачу. От своих друзей и знакомых получил несколько рекомендаций о разных клиниках. Что он делает после этого? Он заходит в интернет, смотрит сайты клиник, смотрит отзывы о врачах и о клиниках (реагирование на негативные отзывы  – это отдельная тема для разговора), и начинает звонить в ту клинику, сайт которой ему понравился больше! Клиника, у которой нет сайта, автоматически перемещается в конец обзваниваемого списка.

        Сайт возможно не приведет сразу много пациентов в небольшую стоматологию, но он позволит избежать потери тех пациентов, которым уже рекомендовали эту клинику.